Система социального партнерства в России
В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями. В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства — заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам, формировались планы социального развития на предприятиях. Однако эти процессы никто не называл социальным партнерством. Основу советского общества согласно официальной идеологии составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. Поэтому не могло существовать противоположных, по своему содержанию интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.
В процессе реформирования российской экономики отношение к социальному партнерству изменилось. Идеология социального партнерства стала активно пропагандироваться государством. Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму. Социальное партнерство должно было обеспечить (гарантировать) гражданский мир в условиях жестких реформ. Неслучайно реформирование российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, чтобы обеспечить возможность формирования системы социального партнерства.
15 ноября 1991 г., за №212 Президентом РФ подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». 24 января 1992 г., за №45 вышел Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений». На базе этого Указа и постановления Правительства от 20 февраля 1992 г. № 103 в 1992 г. образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей.
Принятые позднее Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 г.) и дополнения к нему (20 октября 1995 г.), Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (20 октября 1995 г.), Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря 1995 г.), а также Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных споров» восполнили существующие пробелы в правовой базе социального партнерства. И сейчас ведется активная работа по разработке и совершенствованию правового механизма. В настоящее время законы «О социаль- 314 ном партнерстве» действует в 62 субъектах РФ. Еще в 12 субъектах РФ ведется работа по их разработке. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об объединении работодателей». Аналогичные законы существуют сегодня в 8 субъектах РФ. В 21 субъекте РФ действуют законы «О трехсторонней "комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в России реализуется вертикальная система социального партнерства, охватывающая все уровни общества и предполагающая возможность заключения генерального, регионального, отраслевого (межотраслевого), профессионального и территориального соглашений, а также коллективных договоров. Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне, заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Это соглашение включает общие направления социально-экономической политики в области занятости, оплаты труда, доходов, уровня жизни населения, социальной защиты и социального обеспечения, а также социального страхования.
В отличие от генерального, региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально- трудовых отношений на уровне отдельных субъектов Российской Федерации; определяют условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно территориального образования и заключаются между представительными органами работников, объединениями работодателей и соответствующими органами местного самоуправления.
Отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей).
Социальное партнерство может стать реальностью в том случае, когда экономика на подъеме. Но в России начавшийся с 2000 г. экономический рост неустойчив. Безработица высокая, а реальная заработная плата низкая. В этих условиях наемным работникам трудно договариваться с работодателями. Работодателям коллективные договора просто не нужны. Работники же из-за боязни потерять работу, опасаются открыто заявлять о своих требованиях. Но даже если они и решатся на такой шаг, то вряд ли дождутся от работодателей каких-то уступок. При постоянной угрозе массовой безработицы желающих работать на любых условиях, лишь бы получать хоть какую-то зарплату, более чем достаточно.
Похожие работы:
- Система социального партнерства в России В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 года, когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивными ...
- Философия социального партнерства В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партн...
- Роль государства в системе социального партнерства В период становления капитализма государство всецело поддерживало нарождающийся капитал. В любом обществе государство орудие в руках господствующего класса, политическая машина, при помощи которой гос...
- Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства Система социального партнерства как сложившаяся практика и целостная идеология утвердилась лишь во второй половине XX столетия (после Второй мировой войны) главным образом в развитых капиталистических...
- Институциональные механизмы развития партнерства и сотрудничества России и Европейского Союза Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 1 декабря 1997 г. В 1998 г. были образованы и приступили к работе предусмотренные им совместные с ЕС органы сотрудничества и создана трехуровн...